Как выбрать моторное масло

как выбрать моторное масло

Проблема выбора моторных масел особенно актуальна среди российских автолюбителей. Связано это, прежде всего, с недостаточностью знаний, что рождает огромное количество мифов и неправдивой информации. Мы же попробуем развеять мифы и ответить на все популярные вопросы.

Какое масло лучше: синтетика или полусинтетика?

Что лучше заливать в двигатель: синтетику, полусинтетику или минеральное моторное масло?

Минеральное масло — это продукт нефтяного происхождения, который получают путем перегонки мазута. К преимуществам масел такого типа можно отнести низкую цену, хорошую растворяемость присадок и совместимость с сальниками и резиновыми уплотнениями (именно поэтому минеральные и полусинтетические масла, в которых, обычно более 70% «минералки», рекомендуют для старых и изношенных двигателей). Из-за относительно высокого содержания серы и других примесей такая база имеет ряд недостатков: слабые низкотемпературные свойства, непродолжительный срок службы, нестабильность вязкости в широком диапазоне температур.

Отличия синтетических и минеральных моторных масел
Чем отличается синтетика от «минералки»

Синтетическими называются масла III группы (нефтяного происхождения, полученные методом гидрокрекинга), IV группы (получают методом синтеза из газа) и V группы (все остальные, например, полиалкиленгликоли, эстеры, алкилированные нафталины). Синтетические масла не содержат вредных примесей, обладают хорошими низко- и высокотемпературными свойствами, имеют большой индекс вязкости и служат гораздо дольше.

Полусинтетика является компромиссным вариантом и хорошо подходит для относительно простых двигателей. А цена такого продукта приятно удивит.

Вывод: для современных, технически сложных двигателей лучше использовать современные синтетические моторные масла, а для технически несложных или уже сильно изношенных отличным выбором будет минеральное или полусинтетическое моторное масло.

Выбор масла по вязкости

Низковязкие масла обеспечивают высокую топливную экономичность и хорошее охлаждение двигателя, однако в условиях длительного перегрева могут привести к ускоренному износу. Более вязкие масла обеспечат хорошую защиту, но снизят мощность и увеличат расход топлива (обычно, не более 5%).

Если автомобиль эксплуатируется в холодном климате, можно выбрать менее вязкое масло. Оно обеспечит легкий пуск двигателя в морозы, предотвратит сухое трение и продлит срок службы силового агрегата. В жарких условиях рекомендуется использовать более вязкое масло, потому как под воздействием высоких температур масло может терять вязкость, в т.ч. до критических значений. Так, например, в сервисной книжке KIA Cee’d первого поколения производитель указывал, что допустимо использовать масла вплоть до SAE 50, в зависимости от региона.

В любом случае, следует придерживаться значений, установленных заводом. При проектировании моторов инженеры учитывают зазоры, расширение металлов при прогреве и т.д., поэтому любое отклонение, как большую, так и в меньшую сторону, приведет к ускоренному износу двигателя. Почему так происходит, можно узнать в нашей статье, посвященной вязкости моторных масел.

Подбор по спецификациям

API

Классификация масел Американского Института Нефти (American Petroleum Institute, API), которой пользуются во всем мире, подразумевает деление масел на две сервисные категории:

  • для легковых и легких коммерческих автомобилей (S, «Service);
  • для тяжелонагруженных дизельных двигателей (C, «Commercial).

В названии спецификации используются две буквы, первая означает собственно сервисную категорию, вторая — уровень эксплуатационных свойств. И чем старше вторая буква в английском алфавите, тем выше уровень и качество масла. Например, моторное масло категории API SN обладает лучшими характеристиками, нежели SM, SL, SJ, или SG. В рамках одной категории масла обычно обратно-совместимы, т.е. масло более старого класса можно заменить на более новое. Например, вместо API SL можно заливать SN (но не наоборот!).

Масла также могут быть универсальными и подходить как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. В этом случае класс указывается через слеш: API SN/CF.

ILSAC

Требования ILSAC дополняют требования API по нескольким показателям:

  • испаряемость (летучесть по Noack или ASTM);
  • пониженное содержание фосфора (для бережного отношения к катализаторам);
  • повышенная стойкость к сдвигу;
  • улучшенная топливная экономичность.

Категория обозначается буквами GF и цифрой. Чем больше цифра, тем более жестким требованиям соответствует масло. Категории обратно совместимы.

Расшифровка маркировки моторных масел

Итак, разберем «на кошках». На канистре моторного масла написано: SAE 5W-30 API SP ILSAC GF-6A. Что это значит?

SAE 5W-30 значит, что масло гарантировано позволит запустить двигатель при -30°C, кинематическая вязкость при рабочей температуре составляет от 9,3 до 12,5 сСт, что обеспечивает небольшую экономию топлива. Масло соответствует требованиям API SP, а значит подходит для бензиновых двигателей, оснащенных турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Класс по ILSAC говорит нам, что масло подходит для корейский, японских и американских автомобилей последнего поколения.

Это интересно