Top.Mail.Ru

Классификация моторных масел

Стандарты и промышленные организации, такие как Американский институт нефти (American Petroleum Institute, API), Европейская ассоциация производителей автомобилей (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles, ACEA), Японская организация автомобильных стандартов (Japanese Automotive Standards Organization, JASO) и Общество инженеров автомобильной промышленности (Society of Automotive Engineers, SAE), устанавливают специальные нормы для смазочных материалов. Каждая норма определяет технические требования, физические свойства (такие как вязкость), результаты испытаний двигателя и другие критерии для составления смазочных материалов и масел.

Содержание
show

Классификация масел по API

Классификация масел по API является базовой и общепринятой практически во всем мире.

Сертификационные знаки

Знак сертификации API

Знак сертификации API «Звезда»

Моторное масло, отмеченное этим знаком, отвечает текущим требованиям стандартов по требованиям защиты двигателя и топливной экономичности международного комитета по стандартизации и апробации (ILSAC). Большинство автопроизводителей рекомендуют масла, имеющие этот знак.

Сервисный знак API, известный так же как "пончик"

Сервисный знак API «Пончик»

1. Уровень характеристик. Моторные масла, предназначенные для легковых автомобилей и легких грузовиков попадают под категорию «S» (Service). Масла, предназначенные для тяжелонагруженных грузовиков и ТС с дизельными двигателями попадают под категорию «C» (Commercial). Масла могут быть универсальными и подходить для обоих типов двигателей.

2. Диапазон вязкостей. Измеряется способностью масла сохранять текучесть при определенных температурах.

3. Энергосбережение. Надпись означает, что масло обеспечивает повышенную топливную экономичность.

hwt.api certification mark shield

Знак сертификации API «Щит»

Масла, отмеченные этим знаком, отвечают текущим требованиям ILSAC GF-6B. Этот знак применим только к маслам вязкости SAE 0W-16.

Классификация моторных масел по API бензиновых двигателей

Классификация масел по API для бензиновых двигателей

API SL

Класс API SL описывает масла, предназначенные для двигателей, разработанных до 2004 года. По сравнению с прошлыми стандартами, улучшена совместимость с катализаторами, повышены требования к испаряемости, энергосберегающим, антиокислительным, моющим и противоизносным свойствам.

API SM

Класс API SM утвержден в 2004 году. В классе API SM ужесточены требования по стойкости к окислению и свойствам при отрицательных температурах. Кроме того, введен лимит на содержание фосфора до 800 ppm для масел xW-20 и xW-30.

API SN

Отличия API SN от API SM более существенны, чем SM от SL. Ужесточены требования по содержанию фосфора для совместимости с каталитическими нейтрализаторами, обеспечению износостойкости и энергосбережению. Масла API SN можно использовать в ДВС, работающих на биотопливе. Действует лимит на содержание фосфора 800 ppm для масел xW-20 и xW-30.

API SN+

Перед введением нового класса API утвердил промежуточную спецификацию API SN+, которая отличается от API SN дополнительным тестом на феномен неконтролируемого преждевременного воспламенения топливновоздушной смеси — Sequence IX.

api sn plus 1

API SP

Масла новой категории API SP превосходят масла категорий API SN и API SN+ по следующим критериям:

Отличие классов моторных масел API SN, SN Plus и SP
  • Защита от износа цепи ГРМ;
  • Защита от высокотемпературных отложений на поршне;
  • Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре;
  • Защита от неконтролируемого преждевременного воспламенения топливовоздушной смеси (LSPI, Low Speed Pre-Ignition).

LSPI (Low Speed Pre-Ignition) — малоскоростное предварительное зажигание — явление, характерное для современных двигателей GDI, TSI и т.п., в которых при средних нагрузках и средних оборотах происходит самовоспламенение топливовоздушной смеси на середине такта сжатия. Эффект связан с попаданием в камеру сгорания мельчайших частиц масла.

lspi 1024x638 1

Тест носит название API Sequence IX, который проводится по методике Ford на двигателе Ecoboost T20HDTX. Согласно требованиям, за время испытания допускается не более 5 случаев LSPI.

API SQ

Стандарт API SQ разработан для удовлетворения высоких требований современных двигателей, особенно двигателей с технологией Turbocharged Gasoline Direct Injection (T-GDI). По сравнению с текущими стандартами API SP, API SQ поможет гарантировать, что масла устойчиво контролируют низкоскоростное преждевременное зажигание (LSPI), обеспечивают дополнительную защиту от износа, улучшают высокотемпературную стойкость и низкотемпературную текучесть, а также включают дополнительные испытания для отработанных масел, которые помогают гарантировать лучшую защиту двигателей в долгосрочной перспективе. Стандарт актуален с 1 апреля 2025 года.

API SQ обновляет характеристики API SP, включая изменения в испытании двигателя Sequence IIIH, которое измеряет увеличение вязкости при высокой температуре и отложения; испытании двигателя Sequence VH, которое оценивает эффективность смазочного материала при контроле отложений в двигателе при низкой температуре; и Sequence VI, которое оценивает сравнительную экономию топлива автомобильных моторных масел. Кроме того, API SQ рассмотрел новый предел вязкости масла при мини-ротации (MRV); гелеобразование в моторном масле (скорость и отчет); и совместимость эластомеров в соответствии с ILSAC GF-7. Кроме того, «химический ящик» API SQ (сера, фосфор, сульфатная зольность) был расширен, чтобы включить сульфатную зольность. Для API SQ предел сульфатной зольности изначально предлагался для всех вязкостей и классификаций. Это первый случай, когда сульфатная зольность была включена в «Chemical Box» в категории «S». В прошлом стандарты API были сосредоточены в основном на уровнях фосфора и серы для защиты систем контроля выбросов. Контроль уровня сульфатной зольности в моторном масле имеет решающее значение для защиты бензиновых сажевых фильтров (GPF), ключевого компонента современных систем контроля выбросов.

Классификация моторных масел по API для дизельных двигателей

API CF-4

Масла стандарта API CF-4 обеспечивают защиту от нагара на поршнях, снижают расход на угар. Предназначены для применения в четырехтактных дизельных ДВС, работающих на высоких скоростях.

API CF-2

Масла стандарта API CF-2 предназначены для использования в двухтактных дизельных ДВС. Предотвращают стирание цилиндров и колец.

API CG-4

Эффективно подавляют образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, образование сажи, пены и окисление. Основной недостаток — зависимость ресурса масла от качества топлива.

API CH-4

Масла стандарта API CH-4 удовлетворяют повышенные требования по уменьшению износа клапанов и образования нагара.

API CI-4

Стандарт введен в 2002 году. Масла стандарта CI-4 обладают улучшенными моюще-диспергирующими свойствами, повышенной устойчивостью к термическому окислению, сниженным расходом на угар и улучшенной холодной прокачиваемостью по сравнению с маслами стандарта CH-4.

API CI-4 Plus

Стандарт для дизельных ДВС с более жесткими требованиями по уровню сажи.

API CJ-4

Стандарт введен в 2006 году. Масла CJ-4 предназначены для ДВС, оборудованных сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов. Допускается использование топлива с содержанием серы до 500 ppm.

API CK-4

Новый стандарт полностью основан на предыдущем CJ-4, при этом было добавлено два новых моторных теста, на аэрацию и окисление, и ужесточен один лабораторный. Допускается использование топлива с содержанием серы до 500 ppm.

Сравнение спецификаций API для дизельных двигателей
  1. Защита от полировки гильзы цилиндра
  2. Совместимость с сажевыми фильтрами
  3. Защита от коррозии
  4. Предотвращение загущения от окисления
  5. Защита от высокотемпературных отложений
  6. Защита от воздействия сажи
  7. Противоизносные свойства

API FA-4

Категория FA-4 предназначены для дизельных моторных масел вязкости SAE xW-30 и HTHS от 2,9 до 3,2 сП. Такие масла разработаны специально для использования в высокоскоростных четырехцилиндровых двигателях, имеют хорошую совместимость с каталитическими нейтрализаторами, сажевыми фильтрами. Допустимое содержание серы в топливе не более 15 ppm. Стандарт не является обратно совместимым с предыдущими спецификациями.

Классификация моторных масел по SAE

Классификация масел по SAE подразумевает деление масел на летние, зимние и всесезонные в зависимости от вязкости. Зимние масла обозначаются литерой «W» (например, SAE 5W), летние — цифрой (SAE 60, SAE 30), а всесезонные — двойным обозначением (SAE 5W-40). Масла классифицируются исходя их технических характеристик: кинематической вязкости, вязкости прокачивания (MRV), вязкости прокрутки (CCS) и высокотемпературной вязкости (HTHS). Более подробную информацию вы можете найти в нашей статье, посвященной вязкости моторных масел.

Класс вязкости SAEПроворачиваемость (CCS), мПас-сПрокачиваемость (MRV), мПа-сКинеметическая вязкость при 100°C, не нижеКинеметическая вязкость при 100°C, не вышеВязкость HTHS, мПа-с
0W<6200 при -35°C<60000 при -40°C3.8
5W<6600 при -30°C<60000 при -35°C3.8
10W<7000 при -25°C<60000 при -30°C4.1
15W<7000 при -20°C<60000 при -25°C5.6
20W<9500 при -15°C<60000 при -20°C5.6
25W<13000 при -10°C<60000 при -15°C9.3
84.06.11,7
125.07.12,0
166.18.22,3
206.99.32.6
309.312.52.9
4012.516.32.9*
4012.516.33.7**
5016.321.93.7
6021.926.13.7
Таблица «Классификация моторных масел по SAE»

Классификация моторных масел по ILSAC

Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) и Американская ассоциация производителей (AAMA) совместно создали Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC — International Lubricant Standardization and Approval Committee). Целью создания ILSAC являлось ужесточение требований, которые предъявляются к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.

Масла, соответствующие требованиям ILSAC, обладают следующими особенностями:

  • пониженная вязкость масла;
  • пониженная склонность к пенообразованию (ASTM D892/D6082 Sequence I–IV);
  • сниженное содержание фосфора (для продления срока службы каталитического нейтрализатора);
  • улучшенная фильтруемость при низких температурах (испытание GM);
  • повышенная стойкость к сдвигу (масло выполняет свои функции даже при повышенном давлении);
  • улучшенная топливная экономичность (испытание ASTM, Sequence VIA);
  • низкая летучесть (по NOACK или ASTM);

ILSAC GF-6

Стандарт введен 1 мая 2020 года. Основан на требованиях API SP и включает себя следующие улучшения:

  • экономия топлива;
  • сохранение экономии топлива;
  • сохранение ресурса двигателя;
  • защита от LSPI.
Отличия ILSAC GF-5 от GF-6
  1. Чистота поршня (Seq III)
  2. Контроль окисления (Seq III)
  3. Защита кулачка от износа (Seq IV)
  4. Защита двигателя от отложений (Seq V)
  5. Экономия топлива (Seq VI)
  6. Защита от коррозионного износа (Seq VIII)
  7. Предварительное зажигание на низкой скорости (Seq IX)
  8. Защита от износа цепи привода ГРМ (Seq X)

Действует ограничение на содержание фосфора до 0,08%. Стандарт ILSAC GF-6 подразделяется на две подкатегории.

ILSAC GF-6A

Соответствует категории API SP Resource Concerving, даёт потребителю все её преимущества, но распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Обратно совместима.

ILSAC GF-6B

0w 16Распространяется только на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16 и не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC. Для этой категории был введен специальный сертификационный знак — «Щит».

ILSAC GF-7

На своем заседании 29 июня 2023 г. Консультативная группа по автомобильным маслам (AOAP) согласилась приступить к созданию новой категории моторных масел ILSAC GF-7A и GF-7B для бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Международный консультативный комитет по стандартизации смазочных материалов (ILSAC) первоначально запросил новую категорию в августе 2022 года в ожидании чрезвычайно агрессивных целей по экономии топлива, которые должны вступить в силу в ближайшем будущем. Например, США призывают к повышению средней корпоративной экономии топлива (CAFE) примерно на 10% ежегодно, начиная с 2026 модельного года. OEM-производители продолжают совершенствовать и совершенствовать конструкции двигателей для достижения этих целей и обратились за помощью к производителям смазочных материалов.

Основные потребности категории моторных масел ILSAC GF-7 призваны помочь обеспечить следующее:

  1. Улучшенная экономия топлива
  2. LSPI состаренного масла в тестировании серии IX для смягчения проблем LSPI во время периодов замены масла.
  3. Повышение MRV нового масла до максимального значения 40 000, cP.

Предлагаемая модернизация GF-7 включает ужесточение ограничений серии VIE, IIIH, X и ограничение сульфатной золы готового масла до максимального значения 0,90 %.

Другие контролируемые параметры включают в себя:

  • Новая процедура гелеобразования масла (испытание на гелеобразование, модификация ASTM D6795) была введена для решения проблем хранения транспортных средств, что привело к разработке этого стендового испытания, которое, как полагают, коррелирует с гелеобразованием моторного масла.
  • Для эластомеров к существующему перечню добавлены четыре дополнительных уплотнения АСМ-2, АЕМ-2, АЕМ-3 и FКМ-3.

После долгих обсуждений готовности этих двух испытаний и необходимости начать техническую демонстрацию к 1 июля 2023 года члены AOAP согласились оценить и сообщить об этих двух испытаниях на протяжении всего периода GF-7.

Поскольку первое лицензирование будет предложено к концу первого квартала 2025 года, GF-7 заменит категорию GF-6, представленную в 2020 году. Как упоминалось выше, период технической демонстрации GF-7 начался 1 июля 2023 года и ожидается продлиться 12 месяцев.

ILSAC GF-8

Работа над ILSAC GF-8 уже ведется, и предполагаемая дата первой лицензии возможно будет перенесена на 31 марта 2028 года. Эта спецификация направлена на сохранение обратной совместимости и будет включать те же классы вязкости, что и GF-7, за исключением марок сверхнизкой вязкости, таких как SAE 0W. -8 и SAE 0W-12. В ключевых тестах он будет включать топливные смеси с содержанием этанола до 20%.

Классификация моторных масел по ACEA

ACEA — это европейская ассоциация автопроизводителей, которая объединяет 15 крупнейших европейских производителей автомобилей, грузовиков, фургонов и автобусов. Она была основана в 1991 году под французским названием l’Association des Constructeurs Européens d’Automobiles. Изначально ее учредителями были: BMW, DAF, Daimler-Benz, FIAT, Ford, General Motors Europe, MAN, Porsche, Renault, Rolls Royce, Rover, Saab-Scania, Volkswagen, Volvo Car и AB Volvo. С недавних пор ассоциация открыла свои двери и для неевропейских производителей, поэтому сейчас организационными членами также являются Honda, Toyota и Hyndai.

Требования Европейской Ассоциации Европейских Автопроизводителей к смазочным маслам значительно превышают требования Американского Института Нефти. Классификация масел ACEA была принята в 1991 году. Чтобы получить официальные одобрения, производитель должен в обязательном порядке провести необходимые испытания согласно требованиям EELQMS, европейской организации, которая отвечает за соответствие моторных масел стандартам ACEA и состоять в ATIEL.

КлассОбозначение
Масла для бензиновых двигателейAx
Масла для дизельных двигателей до 2,5 лBx
Масла для бензиновых и дизельных двигателей, оснащенных нейтрализаторами отработавших газовCx
Масла для дизельных двигателей свыше 2,5 л (для мощных дизелей грузовых автомобилей с тяжелыми условиями эксплуатации)Ex
Таблица №1 «Классификация моторных масел по ACEA»

В каждом классе существует несколько категорий, которые обозначаются арабскими цифрами (напр., A5, B4, C3, E7 и т.д.):
1 — энергосберегающие масла;
2 — масла широкого потребления;
3 — масла повышенного качества с продленным сроком замены;
4 — новейшая категория масел с высочайшими эксплуатационными свойствами.

Чем выше цифра, тем выше требования к маслам (искл. A1 и B1).

ACEA 2021

Классификация моторных масел ACEA в апреле 2021 претерпела некоторые изменения. В новых спецификациях отдельное внимание уделяется оценке склонности смазочных материалов оставлять отложения в турбодвигателях и противостоять преждевременному воспламенению LSPI.

ACEA A/B: полнозольные моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей

ACEA A1/B1

Масла с особо низкой вязкостью, при высоких температурах и больших градиентах сдвига экономят топливо и не теряют смазывающих свойств. Применяются только в случаях, специально рекомендованных производителями двигателей. Все моторные масла, за исключением категории A1/B1, являются стойкими к деструкции – разрушению в процессе работы на двигателе молекул полимеров загустителя, входящего в их состав.

ACEA A3/B3

Масла с высокими эксплуатационными характеристиками. Используются главным образом в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиков с промежуточным (не прямым) впрыском, работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла.

ACEA A3/B4

Масла с высокими эксплуатационными характеристиками, пригодны при длительных интервалах смены масла. Преимущественно используются в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиков с непосредственным впрыском топлива, если для них рекомендованы масла данного качества. По назначению соответствуют моторным маслам категории A3/B3.

ACEA A5/B5

Масла с высочайшими эксплуатационными свойствами, со сверхдлинным интервалом замены, с достаточно высокой степенью экономии топлива. Используются в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированных для использования энергосберегающих, маловязких при высокой температуре масел. Предназначены для использования при увеличенных интервалах замены моторного масла**. Эти масла могут не подходить для некоторых двигателей. В некоторых случаях могут не обеспечивать надежного смазывания двигателя, поэтому для определения возможности использования конкретного типа масла следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации или справочниками.

ACEA A7/B7

Стабильные моторные масла, неизменно сохраняющие рабочие свойства на протяжении всего срока службы. Предназначены для использования в двигателях легковых и легких грузовых автомобилей, оснащенных непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом с увеличенными интервалами обслуживания. Схожи с маслами A5/B5, дополнительно обеспечивают защиту от малоскоростного предварительного зажигания (LSPI), износа и отложений в турбокомпрессоре. Эти масла не подходят для использования в некоторых двигателях.

ACEA C: моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей, оснащенные фильтрами твердых частиц (GPF/DPF)

ACEA C1

Малозольные масла, совместимые с нейтрализаторами отработанных газов (в т. ч. трехкомпонентными) и сажевыми фильтрами. Относятся к маловязким энергосберегающим маслам. Имеют пониженное содержание фосфора, серы и низкую сульфатную зольность. Увеличивают срок службы сажевых фильтров и нейтрализаторов, обеспечивают улучшение топливной экономичности автомобилей**. С выходом стандарта ACEA 2020 не используется.

ACEA C2

Среднезольные (Mid Saps) масла для высокофорсированных бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированных для использования маловязких энергосберегающих масел. Совместимы с нейтрализаторами отработавших газов (в т. ч. трехкомпонентными) и сажевыми фильтрами, увеличивают срок их службы, обеспечивают повышение топливной экономичности автомобилей**.

ACEA C3

Стабильные среднезольные масла, совместимые с нейтрализаторами отработавших газов (в т. ч. трехкомпонентными) и сажевыми фильтрами; увеличивают срок их службы.

slajd1 2

ACEA C4

Малозольные (Low Saps) масла для бензиновых и дизельных двигателей, сконструированных под использование масел с HTHS>3,5 mPa*s

ACEA C5

Стабильные, малозольные (Low Saps) масла для улучшенной экономии топлива. Предназначены для современных бензиновых и дизельных двигателей, сконструированных под использование низковязких масел с HTHS не более 2.6 mPa*s.

ACEA C6

Масла, схожие с C5. Обеспечивают дополнительную защиту от LSPI и отложений в турбокомпрессоре (TCCD).

slajd1
Класс ACEAHTHS (сП)Зола сульфатная (%)Содержание фосфора (%)Содержание серыЩелочное число
A1/B1
A3/B3>3.50.9-1.5
A3/B4≥3.51.0-1.6≥10
A5/B52.9-3.5⩽1.6≥8
A7/B7≥2.9 ≤3.5⩽1.6≥6
С1≥ 2,9⩽0.5⩽0.05⩽0.2
С2≥ 2,9⩽0.80.07-0.09⩽0.3
С3≥ 3,5⩽0.80.07-0.09⩽0.3≥6.0
C4≥ 3,5⩽0.5⩽0.09⩽0.2≥6.0
C5≥ 2,6⩽0.80.07-0.09⩽0.3≥6.0
C6≥2.6 to ≤2.9≤0.8≥0.07 to ≤0.09≤0.3≥4.0
Таблица «Классификация моторных масел по ACEA для двигателей легкового и легкого коммерческого транспорта»

ACEA E: моторные масла для дизельных двигателей тяжелонагруженного коммерческого транспорта

ACEA E2

Масла, используемые в дизельных двигателях с турбонаддувом и без него, работающих в средних и тяжелых условиях с обычными интервалами замены моторного масла.

ACEA E4

Масла для использования в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, снабженных системой снижения оксидов азота*** и автомобилей без сажевых фильтров. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств.

ACEA E6

Масла данной категории используются в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, с сажевыми фильтрами или без них, при работе на дизельном топливе с содержанием серы не более 0,005%***. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств.

ACEA E7

Используются в высокооборотных дизельных двигателях, соответствующих экологическим нормам Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены моторного масла. Также рекомендуются для дизельных двигателей с турбонаддувом, без сажевых фильтров, с системой рециркуляции отработавших газов, оснащенных системой снижения выброса оксидов азота***. Обеспечивают малый износ деталей двигателя, защиту от образования сажи и обладают стабильностью свойств. Снижают нагарообразование в турбокомпрессоре.

ACEA E8

В 2022 году вышли в продажу новые масла категории ACEA E8, которые должны заменить продукты ACEA E6. Эти продукты относятся к малозольным маслам, повышающим КПД двигателя и могут работать с грузовыми дизельными двигателями экологических стандартов Euro V и Euro VI.

Масла ACEA E8 подходят для для дизелей с рециркуляцией отработавших газов, с фильтрами твердых частиц или без них, так и для двигателей, оснащенных системами снижения выбросов оксидов азота. Этот стандарт предполагает использование топлива с низким содержанием серы. Хороши масла для повышенных интервалов замены.

ACEA E9

Масла для тяжелонагруженных дизельных двигателей с пониженной зольностью, отвечающие экологическим нормам до Евро-6 включительно и совместимые с сажевыми фильтрами (DPF). Применение со стандартными интервалами замены.

ACEA E11

C 2022 года производятся масла категории ACEA E9, которые относятся к среднезольным, и рекомендуются для высокофорсированных дизелей Euro V и Euro VI. Современные пакеты присадок обеспечивают чистоту поршней и клапанов и лучше защищает трущиеся детали от износа. Масла класса ACEA E11 создавались для тяжелых условий эксплуатации.

Масло подходят для больших интервалов замены, предназначено для работы на грузовиках с сажевыми фильтрами или без них, а также для большинства двигателей с рециркуляцией отработавших газов и оснащенных системами снижения выбросов оксидов азота. Могут работать только в сочетании с топливом с низким содержанием серы.

Классификация моторных масел JASO

Японская организация по стандартизации автомобилестроения JASO (Japanese Automotive Standards Organization) тоже имеет свою классификацию моторных масел, которая согласуется с европейский и американской. Она стандартизирует моторные масла для различных видов техники, в том числе для мотоциклов, автомобилей, грузовиков и иных транспортных средств.

Классификация моторных масел по JASO для двухтактных двигателей

JASO FB

Эти масла предназначены для мотоциклов, мопедов, скутеров и другой мототехники. Масло добавляется в топливо.

JASO FC

Классификация JASO FC описывает бездымные масла для двухтактных моторов.

JASO FD

По сравнению с классом FC бездымные масла бездымные масла FD имеют улучшенные характеристики по очистке двигателя от отложений.

Классификация моторных масел JASO для четырехтактных мотоциклетных двигателей

JASO MA-1

Моторные масла со средним коэффициентом трения. Предназначены для мототехники со сцеплением, работающим в масле при низких нагрузках.

JASO MA-2

Моторное масло имеет пакет присадок, обеспечивающий повышенные защитные свойства для рабочих поверхностей, работающих при больших нагрузках. Моторные масла с самым высоким коэффициентом трения. Предназначены для спортивных мотоциклов.

Спецификации моторных масел по JASO для дизельных двигателей

JASO DH-1

Масла JASO DH-1 рекомендуются для двигателей, не оборудованных сажевыми фильтрами (DPF). Допускается работа масла в моторах, предназначенных для топлива с малым содержанием серы.

JASO DH-2

Масла для грузовых автомобилей с дизельными двигателями, оснащенных системами доочистки выхлопных газов и сажевыми фильтрами.

JASO DL-1

Моторные масла для легковых автомобилей, двигатели которых работают при умеренных нагрузках. Класс масел JASO DL-1 предназначен для работы в двигателях с системами доочистки выхлопных газов. Топливо рекомендуется с низким содержанием серы.

Классификация моторных масел по ГОСТ

Государственный стандарт на моторные масла ведет свое начало в технической документации СССР. Последняя редакция ГОСТ 17479.1−2015 была принята в 2015-м.

Обозначение моторных масел состоит из трех групп знаков:

— первая группа обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла;

— вторая группа обозначается цифрами, характеризующими класс моторного масла по кинематической вязкости.

— третья группа обозначается прописными буквами и указывает на принадлежность масла к группе в зависимости от области его применения.

Согласно ГОСТ 17.479.1−2015, моторные масла разделяются на три класса: зимние, летние и всесезонные.

Зимние масла имеют обозначение 3з, 4з, 5з, 6з. Буква «з» указывает на зимнее назначение сорта моторного масла. Они соответствуют классификации SAE 5W, 10W, 15W, 20W.

Летние сорта моторных масел имеют классификацию: 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24, которые соответствуют классификации SAE 20, 20, 30, 30, 40, 40, 50, 60.

Всесезонные масла обозначаются дробью — 3з/8; 4з/6; 4з/10 и т. д. Эти обозначения соответствуют SAE 5W20, 10W20, 10W30.

Класс вязкостиКинематическая вязкость, мм2/с (сСт), при температуре
 плюс 100°Сминус 18°С, не более
Не менее 3,81250
Не менее 4,12600
Не менее 5,66000
Не менее 5,610400
6Св. 5,6 до 7,0 включ.
8Св. 7,0 до 9,3 включ.
10Св. 9,3 до 11,5 включ.
12Св. 11,5 до 12,5 включ.
14Св. 12,5 до 14,5 включ.
16Св. 14,5 до 16,3 включ.
20Св. 16,3 до 21,9 включ.
24Св. 21,9 до 26,1 включ.
3з/8Св. 7,0 до 9,3 включ.1250
4з/6Св. 5,6 до 7,0 включ.2600
5з/10Св. 9,3 до 11,5 включ.6000
5з/12Св. 11,5 до 12,5 включ.6000
5з/14Св. 12,5 до 14,5 включ.6000
6з/10Св. 9,3 до 11,5 включ.10400
6з/14Св. 12,5 до 14,5 включ.10400
6з/16Св. 14,5 до 16,3 включ.10400
Таблица «Классы вязкости моторных масел по ГОСТ
Группа масел по настоящему стандарту  Классификация по APIГруппа масел по настоящему стандартуКлассификация по API
АSBД2CD
БSC/CAЕCF-4/SG
Б1SCЕ1SG
Б2CAЕ2CF-4
ВSD/CBSH
В1SDSJ
В2CBSM
ГSE/CCSN
Г1SECG
Г2CCCH
ДCD/SFCJ
Д1SF  
Примечание — Обозначение масел по настоящему стандарту для аналогов моторных масел групп SH, SJ, SM, SN, CG, CH, CI, CJ по классификации API можно определить после определения их эксплуатационных характеристик.    
Таблица «Соответствие групп моторных масел ГОСТ по классам API

Распространенные допуски

Допуски VolksWagen

VW 508.00/509.00

VW 508 00/509 00 – действует с 2016 года. Специальные допуска масел (508.00 для бензиновых, 509.00 для дизельных) для обеспечения топливной экономичности и удлиненного интервала замены. Выпускаются только в вязкости 0W-20 («маловязкое»). Не имеют обратной совместимости с предыдущими спецификациями. Подходят только для самых последних, высокоэффективных двигателей TSI и TDI, например рекомендовано для применения в новых двигателях VW/Audi: 2.0 TFSI (140 kW) и 3.0 TDI CR (160 kW) VW/Audi. Применять в строгом соответствии с предписаниями изготовителя.

VW 504.00/507.00

VW 504.00/507.00 — Самые современные моторные масла для двигателей с увеличенным интервалом обслуживания. Масла совместимы с системами очистки отработавших газов и относятся к маслам с пониженным содержанием серы, фосфора и золы («малозольное»). Масла для двигателей с 2005 модельного года. Кроме всех преимуществ Longlife, 504.00 подходит для двигателей, отвечающих требованиям нормы выбросов Euro-4, а также перекрывает все предыдущие «бензиновые» допуски и может использоваться во всех типах бензиновых двигателей. Для дизельных двигателей с 2005 модельного года c насос-форсункой (“Pumpe-Düse” или “unit injector” или “PD” engines”), с системой контроля сервисного обслуживания WIV. Неприменимо в двигателях R5 и V10 TDI с насос-форсунками, выпущенные до 6.2006 и дизельных двигателях коммерческого транспорта VW без сажевого фильтра DPF – в них следует применять масла с допуском VW 506 01. Допуск пришел на замену допускам VW 503.00 и VW 503.01.

Использование моторных масел, соответствующих допускам VW 504 00, VW 507 00 и VW 508 00, предполагает качество топлива на уровне следующих или аналогичных стандартов:

  • бензин по стандарту EN 228
  • дизельное топливо по стандарту EN 590.

Масла VW 504.00/507.00 дополнительно проходят:

1) 650 часов RNT-теста на износ;
2) тест на топливную экономичность PV 1451 VW Fuel Economy;
3) тест в условиях непосредственного впрыска топлива (оценка чистоты впускных клапанов в тесте PV 1481 VW FSi);
4) тест на чистоту поршней и колец (PV 1449 VW T4);
5) тест на совместимость с сажевыми фильтрами (PV 1485 DPF test).

VW 502.00/505.00

VW 502.00 — моторные масла для бензиновых двигателей (могут применяться с непосредственным впрыском). Первый преемник допусков VW 501.01 и VW 500.00. Главное отличие в том, что данные масла рекомендуются для двигателей, эксплуатирующихся в тяжелых условиях, при повышенных нагрузках. Не рассчитаны для автомобилей с нерегулярными и увеличенными интервалами замены, подходят только на стандартный интервал замены.

VW 505.00 — Всесезонные моторные масла для дизельных двигателей без/с турбонаддувом и без сажевого фильтра. Минимальный уровень производительности CCMC PD-2. Может быть вязкости SAE 5W-50, 10W-50/60, 15W-40/50, 20W-40/50 (допускается максимум 13% испарения масла) и SAE 5W-30/40, 10W-30/40 ( допускается максимум 15% потерь на испарение). Стандартные интервалы замены.

Корзина для покупок