Рынок моторных масел Африки

Рынок моторных масел Африки

На африканские страны приходится всего 1% мировых продаж новых автомобилей, и в прошлом продать авто было так же сложно, как и произвести его. По сути, запуск продаж в Африке был «грандиозным провалом», как сказал генеральный директор Volkswagen Group South Africa Томас Шафер в статье, опубликованной в журнале Economist.

Во время интервью для этой статьи Шафер поделился, что Volkswagen сейчас снова пытается выйти на рынок в пяти африканских странах. Ford, Toyota, Suzuki, Nissan и другие компании также подписывают сделки и запускают сборочные линии по всему континенту. Сейчас завод Volkswagen в Руанде имеет производственную мощность около 5 000 автомобилей в год, примерно столько же, сколько завод Ford в Нигерии.

Результаты этих усилий будут способствовать формированию мировых тенденций в области смазочных материалов в ближайшие десятилетия.

Согласно исследованию, опубликованному консалтинговой фирмой Deloitte Africa, уровень автомобилизации на континенте составлял 44 автомобиля на 1000 человек в 2015 году, что значительно отличается в меньшую сторону от среднего глобального показателя — 180 автомобилей. ООН заявляет, что в Африке наблюдается самый быстрый рост населения и уровень урбанизации, а усиление политической стабильности после окончания холодной войны привело к экономическому росту. Для формирующегося среднего класса автомобили становятся все более доступными.

«Спрос на электроэнергию в Африке растет гораздо быстрее, чем в других регионах мира», — утверждает Ракеш Вьяс, советник ExxonMobil по развитию рынка. «Уровень владения автомобилем и автомобилизация стремительно растут».

Есть несколько способов удовлетворить этот растущий спрос на транспорт, и каждое из решений по-разному скажется на рынке смазочных материалов. В настоящее время авторынок Африки основан на импорте подержанных автомобилей. Соответственно, спрос на смазочные материалы зависит от скорости, с которой старый транспорт заменяется новыми авто или более свежим импортом.

В связи с тем, что данные о количестве автомобилей и рынке смазочных материалов в Африке колеблются в зависимости от страны, цифры не всегда надежны. Однако по данным ООН, на континент приходится около 1,2% мирового производства автомобилей и 5% мирового спроса на смазочные материалы. В 2018 году общее количество транспортных средств составило около 45 миллионов. По данным Программы ООН по окружающей среде, за следующие 20 лет это количество может утроиться.

Новые автомобили составляют небольшую долю от общего количества продаж. По данным ЮНЕП (Программы ООН по окружающей среде), в Нигерии, стране с крупнейшей экономикой в Африке, где проживает примерно пятая часть населения — на каждый новый автомобиль, проданный в 2017 году, приходился 131 автомобиль с пробегом. Спрос на машины обычно удовлетворяется за счет импорта подержанных легковых авто из США, Японии и Европы.

Согласно расчетам ExxonMobil’s Vyas, ожидается, что спрос на смазочные материалы в Африке в период с 2020 по 2025 год вырастет примерно на 13% — с 1,7 млн тонн до 2 млн. В то время как прогнозируемый рост мирового спроса за тот же период составит лишь 2%. Производственные мощности предприятий, выпускающих смазочные материалы, на континенте растут. По словам Сивы Конара, управляющего директора Lubrizol Corporation в Африке, новые заводы в таких странах, как Кения, Кот-д’Ивуар, Танзания и Уганда, дополняют уже существующие.

Вьяс утверждает, что спрос на базовые масла API I группы в Африке вырастет на 6% по сравнению с падением во всем мире на 16%. В Африке существует шесть предприятий по производству базовых масел: четыре в Египте и по одному в Алжире и ЮАР. Унати Фани, менеджер по автомобильной продукции Engen Petroleum в ЮАР, предполагает, что в обозримом будущем континент останется в первую очередь импортером базовых масел.

По данным Международной организации производителей автомобилей (OICA), на ЮАР и Марокко в 2019 году приходилось 92,9% автомобилей, произведенных на континенте. Однако производственный процесс в Африке, как правило, предполагает отправку неполных или полных комплектов для сборки, часто с двигателями, уже наполненными смазочными материалами. Сборка на континенте обычно производится небольшими предприятиями, такими как заводы Volkswagen в Кении и Руанде, но выпуск самих деталей происходит в Египте, Алжире, Нигерии, Гане и Эфиопии.

Рынок моторных масел Африки

Политика прежде всего

Государственная политика в отношении транспортных средств и стандартов на топливо также будет определять будущее предложения, производства и спроса на смазочные материалы. Одна из подвластных политике областей — это возраст импортной продукции. Половина из 54 стран Африки не устанавливает максимальный возраст для импортных б/у товаров, а в ЮАР, Марокко и Египте импорт такой продукции вовсе запрещен. В шести из десяти стран Африки с развитой экономикой — Алжире, Анголе, Нигерии, Кении, Танзании и Гане — максимальный возраст импортной б/у продукции составляет от 3 до 12 лет.

В ноябре на конференции ICIS по базовым маслам и смазочным материалам Африки Вьяс отметил, что экономика Эфиопии занимает девятое место, и в этой стране не ограничивается импорт использованных масел. Также Эфиопия выделяется тем, что уровень автомобилизации в ней намного ниже, чем в других странах: всего 2 автомобиля на 1000 человек. Для сравнения: по данным Deloitte в Кении на 1 000 человек приходится 28 автомобилей, а в Нигерии — 20.

Главы правительства по всему континенту предлагают налоговые льготы, ограничения и тарифы на импорт, а также другие стимулы. Взамен они ожидают создание новых рабочих мест. Согласно Bloomberg и нигерийскому источнику новостей BusinessDay, Гана, где Volkswagen, Suzuki, Toyota и Nissan подписали меморандумы о понимании, предложила 10-летние налоговые льготы и повысила пошлины на импорт до 35%.

По мере того, как автопарк молодеет, становится важно использовать соответствующие смазочные материалы. Сегодня в Африке можно найти автомобиль возрастом от 5 до 8 лет, со смазочными материалами, предназначенными для автомобилей возрастом от 12 до 15 лет. Отсюда появляется потребность в более новых и эффективных смазочных материалах.

«Это одна из причин, по которой техническое обслуживание автомобилей затруднено», — утверждает Патрик Свон, директор Aswan Consulting в Кейптауне, ЮАР. «Люди ожидают, что автомобили прослужат столько же, сколько и в других странах, но в итоге срок службы оказывается меньше, чем в Европе или США».

По данным TechSci Research, в 2018 году на мировом рынке автозапчастей на долю Африки приходилось около 3,68 млрд долларов из 33,17 млрд по миру. Ожидается, что к 2024 году эта цифра вырастет до 5,42 млрд долларов.

Поддельные смазочные материалы — обычно базовые масла без присадок — еще одна зона контроля правительства. Фани из Engen Petroleum призывает государственные органы и крупных поставщиков смазочных материалов прилагать больше усилий для информирования потребителей о преимуществах покупки качественных масел.

Что касается смазочных материалов с заводской заливкой, пока не ясно, будет ли увеличение внутреннего производства автомобилей в Африке способствовать внедрению новых альтернатив маслам. Это связано с тем, что производители масел адаптируют производство под уже существующие нормы.

В марте, перед пандемией коронавируса, правительства африканских стран приступили к реализации Африканской континентальной зоны свободной торговли. Она станет самой большой зоной с момента создания ВТО. Торговля по нулевым тарифам должна была начаться к 1 июля, но реализация проекта была отложена в апреле.

Хотя переговоры по тарифным позициям и льготам продолжались до того, как пандемия остановила прогресс, ожидалось, что автомобили, собранные в Африке, будут считаться отечественными товарами, если в них будет хотя бы часть местного компонента из африканских стран.

Что касается смазочных материалов, после завершения переговоров, производителям смешанных материалов будет позволено импортировать базовые масла и экспортировать их в регион без уплаты пошлин. Такие условия дадут им преимущество перед импортерами готовой продукции.

На данный момент, когда правительства и руководители работают над разработкой наилучших условий для инвестиций, производства, рабочих мест и роста, производители смазочных материалов уже заключают сделки и увеличивают производственные мощности. По словам Клиффа Классена, бизнес-менеджера национальной нефтяной компании ЮАР PetroSA, в ЮАР и Марокко растет количество складских помещений.

Электромобили или ДВС?

В то время государственная политика может осуществлять немедленные изменения на африканском рынке автомасел, уровень электроснабжения определяет скорость, с которой Африка уходит от смазочных материалов I группы API. По данным Агентства США по международному развитию, примерно две трети африканцев не имеют доступа к электричеству, а это означает, что повсеместный переход на электромобили на континенте практически невозможен.

Это важно для индустрии смазочных материалов, поскольку ожидается, что электромобили по мере развития потребуют меньшего количества, но более дорогих масел. В настоящее время только ЮАР имеет сеть зарядных станций для электромобилей, а импортные пошлины в Африке в целом на электромобили выше, чем на ДВС.

Классен считает, что глобальные тенденции могут повлиять на снабжение Африки, и, возможно, придется к ним приспосабливаться. Если остальной мир перейдет на электромобили, автопроизводителям в долгосрочной перспективе придется запустить двойные сборочные линии, чтобы по-прежнему изготавливать автомобили с двигателем внутреннего сгорания для Африки.